Habr.com

Syndicate content Хабр
Все публикации подряд на Хабре
Updated: 1 hour 41 min ago

Насколько русскоязычные LLM устойчивы к промпт-инъекциям

1 hour 56 min ago

Последние годы генеративные большие языковые модели (LLM), такие как ChatGPT и YandexGPT, стали неотъемлемой частью многих продуктов и сервисов. С ростом популярности этих моделей возникли и новые угрозы безопасности — одной из самых актуальных стали промпт-инъекции. Что это такое, и почему это важно?

Читать далее

RoadMap по Go: с нуля до middle

2 hours 14 min ago

Всем привет!

В последнее время мои знакомые стали меня часто спрашивать, как вкатиться в разработку на Go, и каждому я отвечал «+- одно и то же», скидывал «+- одни и те же» материалы, которыми пользовался когда-то сам. И чтобы постоянно не повторяться, я решил составить простой и понятный алгоритм действий: «Учишь это шаг за шагом и становишься Go-разработчиком».

Читать далее

Рекурсивная реальность: Философские основания и их значение для искусственного интеллекта

2 hours 53 min ago

Часть 1: Философские основания самодостаточной реальности

Введение: Аксиома как основа понимания

Центральная аксиома настоящей работы: Реальность самодостаточна. Это означает, что реальность не требует внешней причины, среды или наблюдателя для своего существования или эволюции. Она является операционально замкнутой системой – все необходимые ресурсы и механизмы для ее функционирования содержатся внутри нее самой. Из этой аксиомы логически вытекают два ключевых принципа:

Читать далее

No exceptions культ — Rift Miniframework

2 hours 55 min ago

В мире php-ходящих есть мнение, что первое, что сказал Иисус Христос придя в этот мир: "исключения - зло".

Конструкция по типу try { .. } catch (Exception $e) { ..$e->getMessage() } знакома каждому 5 человеку в мире и воспринимается как неотъемлемая часть любой логики на php.

И что в этом такого?

Ничего, кроме того, что из чёткой цепочки обработки запросов ваш код быстро превращается в коллекцию try catch на каждой 3 строке. Это не кажется проблемой до того момента, как дело не дойдёт до разделения приложения на отдельные слои во благо SOLID. Представьте, что в вашей команде >1 человека и все они работают над разными слоями, которые должны между собой взаимодействовать. В подобных ситуациях все участники должны документировать все созданные методы, а так же возвращаемые исключения. И да, это хорошо, но зачастую документация исключений становится невыносимой. Таким образом ваша работа обрастает ненужным слоем прокидывания исключений, которые к слову нужно ещё и создать.

Читать далее

20 лет «Мор (Утопия)»: почему странная и недоработанная игра осталась в истории и стала культовой?

3 hours 10 min ago

9 июня 2005 года в продажу поступила игра, вызвавшая массу обсуждений ещё на стадии разработки. Релиз получился противоречивым: даже те, кто увлечённо погрузились в густую во всех смыслах атмосферу города на Горхоне, критиковали «Мор (Утопия)» за забагованность, непритязательную для середины нулевых графику, однотипность моделей и общую непонятность происходящего. А также за откровенную негуманность геймплея к игроку, которую автор проекта Николай Дыбовский называл не багом, а фичей и сознательным приёмом. Далеко не все, запустившие «Мор», сумели дойти до хоть какого-то финала. Даже ценители саркастично характеризуют его как «великую игру, в которую никто не играет». Другие и вовсе кривятся при упоминании «Мора» как «претенциозной артхаусной пустышки с кривой реализацией». И всё же в отличие от многих некогда амбициозных и прочно забытых проектов, творение Ice-Pick Lodge осталось в истории отечественного геймдева. Оно имеет прочную фан-базу, получает ремейки и продолжает вызывать эмоции и споры. Почему так вышло? Читать дальше →

[Перевод] ИИ на Python: кто и зачем передаёт клавиатуру алгоритмам

3 hours 34 min ago

Пока одни боятся, что искусственный интеллект отберёт у них работу, другие активно перекладывают на нейросети всё больше своих программных задач. Недавние исследования показывают, кто именно использует генеративный ИИ для написания кода и насколько это выгодно в реальности.

Учёные из Университета Утрехта совместно с Complexity Science Hub решили глубоко разобраться в распространении генеративного ИИ в программировании. Они изучили более 80 миллионов изменений кода на платформе GitHub, сделанных в период с 2018 по 2024 год. Исследователи разработали специальный нейросетевой классификатор, способный отличить код, написанный человеком, от кода, созданного с помощью генеративных алгоритмов.

Выяснилось, что лидерами в этой «гонке автоматизации» стали программисты из Соединённых Штатов. Уже к концу 2024 года более 30% всех Python-функций, написанных разработчиками в США, были результатом работы искусственного интеллекта. Европейские страны, такие как Германия и Франция, также активно следуют этому тренду, достигая показателей в 24,3% и 23,2% соответственно.

Любопытно, что среди стран Азии картина выглядит иначе: если в Индии использование ИИ достигло уровня 21,6%, то в России и Китае показатели значительно ниже — 15,4% и 11,7% соответственно. Эксперты связывают это с различиями в экономических и технологических условиях, а также с возможными регуляторными ограничениями.

Интересным аспектом исследования стало выявление групп, наиболее охотно передающих рутину программирования алгоритмам. Оказалось, что новички, которые недавно начали карьеру на GitHub, особенно склонны использовать нейросети в своей работе — они доверяют ИИ около 41% задач. Опытные программисты более консервативны и чаще предпочитают писать код вручную, полагаясь на алгоритмы лишь в 28% случаев.

Читать далее

Публикация приложения в AppStore

3 hours 35 min ago

Вы упорно занимались, трудились, и вот наконец настал день, когда вы готовы выложить ваше первое приложение в AppStore. Вы правильно делаете, что читаете эту статью с шампанским

[Перевод] Как в лабораториях появились мыши

3 hours 47 min ago

Шёл 1905 год, когда французский биолог Люсьен Куэно столкнулся с головоломкой. Он занимался разведением мышей, пытаясь расшифровать закономерности наследования окраски шерсти, но результаты одного из скрещиваний получались не такими, как он ожидал. Когда Куэно вывел гетерозиготных желтокожих мышей, у которых жёлтый окрас был доминантным признаком, а чёрный — рецессивным, он заметил, что на каждую чёрную мышь рождалось две жёлтых, вместо предсказанного соотношения 3:1. Потребовалось ещё пять лет, чтобы пара американских исследователей придумала объяснение происходящему, после чего мышь стала главным модельным организмом биомедицины.

Загадка Куэно поначалу казалась нарушением менделевских законов наследования. Но такие исключения типичны для биологии, где простые правила, сговариваются между собой и порождают невероятные вариации, заслоняя наше понимание, как заслоняет поле зрения густой туман. В то время, несмотря на то, что селекционеры уже давно использовали закономерности в наследовании, принципы, лежащие в основе наследственности, оставались загадочными. Так было до тех пор, пока австрийский монах Грегор Мендель не показал, что признаки передаются от родителей к потомству в виде дискретных, независимых друг от друга пакетов.

Читать далее

Зачем дизайнерам свои open-source проекты

3 hours 56 min ago

Сообщество разработчиков всегда вдохновляло меня своей открытостью и культурой обмена знаниями. Дизайнеры же чаще делятся лишь финальными работами, редко рассказывая о процессе. Но именно культура открытости, на мой взгляд, и ускоряет развитие профессии — реальные примеры и доступные решения мотивируют изучать новое и двигаться дальше.

Open-source — это подход, при котором исходники проекта открыты и доступны для всех. Чаще всего мы слышим об этом в контексте разработки: код выкладывают на GitHub, чтобы другие могли посмотреть, как всё устроено, внести улучшения или использовать в своих проектах.

В дизайне open-source может выглядеть по-разному: это может быть сайт, который любой может адаптировать под себя, генератор визуального контента, шрифтовая библиотека или открытый проект в Figma community. Это не про «отдать бесплатно», а про культуру сотрудничества, в которой твоя работа становится основой для чего-то большего.

Меня зовут Данил Владимиров — я графический дизайнер, арт-директор и креативный разрабочик. Сооснователь студии Orientir, ранее работал в Яндекс Лавке, Yango Tech, Yango Deli и других компаниях. В этой статье на примере собственных проектов я хочу показать, почему считаю открытость в дизайне важной, и как открытые проекты приносят пользу не только авторам, но и всему сообществу.

Читать далее

Графит в наших телефонах, или как технологии превращают нас в прозрачных людей

4 hours 10 min ago

Есть такая притча о человеке, который построил дом из прозрачного стекла, думая, что так он станет честнее перед миром. Но мир оказался не готов к такой честности — и дом превратился в клетку под всеобщим надзором.

Сегодня мы живем в эпоху, когда наши телефоны — эти маленькие спутники нашей повседневности — могут стать именно такими стеклянными домами. И делают их прозрачными не мы сами по доброй воле, а те, кто владеет технологиями невидимого проникновения.

Читать далее

Ericsson T28s: раскладушка из 90-х. Вспоминаем эту модель и смотрим, что внутри

4 hours 11 min ago

В конце 1990-х мобильные телефоны стали уменьшаться в размерах. Постепенно совершался переход от «кирпичей» к устройствам, которые можно было носить с собой в кармане. Ericsson T28s, выпущенный в сентябре 1999 года шведской компанией Ericsson Mobile Communications, стал одним из заметных примеров перехода. Этот раскладной телефон выделялся малым весом и небольшими размерами. Сегодня расскажу о его возможностях и характеристиках, а потом разберу, чтобы глянуть, что там внутри.

Читать далее

Хоронить HDD рано: Seagate выпустила самый вместительный жесткий диск в истории — 40 ТБ

4 hours 16 min ago


Жесткие диски (HDD) все еще живы и даже не думают исчезать. Seagate, одна из крупнейших компаний-производителей HDD, представила первые в истории серийные накопители емкостью 40 ТБ. Это не просто рекорд, а серьезный технологический скачок. Он показал, что старый добрый жесткий диск всё ещё способен удивлять. Давайте разберёмся, что это за зверь, как он устроен и зачем вообще нужны такие объёмы.
Читать дальше →

Оптический бюджет в ВОЛС. Как не оступиться в эпоху 100G+ и плотных ЦОД?

4 hours 55 min ago

Оптический бюджет в ВОЛС: Невидимая грань между работоспособностью и отказом. Как не оступиться в эпоху 100G+ и плотных ЦОД?

Представьте: вы спроектировали идеальную магистраль, выбрали "качественные" компоненты, смонтировали... И линк не поднимается. Или работает, но с ошибками. Или стабилен сегодня, но "падает" при нагреве летом. Часто корень зла кроется в нарушении оптического бюджета мощности (Optical Power Budget - OPB). Это не абстрактная цифра из даташита – это фундаментальный закон сохранения энергии в мире оптики. Игнорируете его – гарантируете себе головную боль. Сегодня, с ростом скоростей (100G, 400G, 800G) и плотности в ЦОД, понимание и точный расчет OPB критичны как никогда. Давайте разберемся, что это, из чего складывается, где поджидают ловушки и как избежать фатальных ошибок.

1. Суть Оптического Бюджета: Проще, Чем Кажется (На Словах)

По сути, OPB – это разница между мощностью, которую передатчик (Tx) излучает в волокно, и минимальной мощностью, необходимой приемнику (Rx) для корректной работы (чувствительностью) с учетом требуемого запаса (System Margin).

Упрощенная формула:
OPB = P_Tx_min - P_Rx_min - System_Margin

Где:

Читать далее

Самые необычные и странные RPG: от абсурдной до гениальной

5 hours 2 min ago

Ролевые игры вновь на пике внимания. В 2025 году уже успели выйти такие хиты как: Kingdom Come: Deliverance 2, с глубоким реализмом и исторической достоверностью описания Средневековья; визуально чарующая Claire Obscure: Expedition 33 про поэтическое и мрачное путешествие по развалинам цивилизации; ремастер Oblivion, который возвратил игроков к истокам великой эпохи классических RPG.

Но не все RPG ассоциируются с мечами, магами, драконами, прокачкой уровней и героическими подвигами. В тени масштабных проектов живёт другое измерение жанра — более тихое, абсурдное, порой тревожное. Там, где герой может оказаться пьяницей, ребенком, сновидцем без слов или водителем авто в бесконечной дороге. Там, где уровни не измеряются опытом, где не важно, сколько у тебя очков силы или какая броня на тебе надета.

Иногда игровые разработчики решаются выйти за рамки привычного и создают настоящие шедевры абсурда, философии или просто нарочито странных игровых миров. В этой статье мы собрали самые необычные и странные RPG, которые выходят за рамки жанра и остаются в памяти надолго. Такие RPG показывают, что жанр не обязан быть ограничен фэнтези-шаблонами. Они способны исследовать глубокие психологические, социальные и философские темы, нарушая привычные ожидания игроков. Эти игры, возможно, не для всех, но именно в них рождаются новые формы повествования и игровые механики.
Читать дальше →

10 лучших расширений VS Code для больших и малых групп, повышающих производительность

5 hours 56 min ago

Если вы проводите большую часть дня в Visual Studio Code (как и я), то вы понимаете, что это больше, чем просто редактор кода. Это ваш настоящий командный центр, не меньше. С правильными расширениями VS Code может стать мощным инструментом, который повысит вашу производительность, обеспечит чистый код и даже сделает отладку (почти) безболезненной. Конечно, сейчас кто-то подумает, ну зачем мне нужны эти расширения? Установите, и вы поймете почему.

Я собрал 10 расширений VS Code, которыми сам пользуюсь, и которые особенно будут полезны для корпоративных разработчиков, работающих над сложными, совместными и масштабными проектами. Независимо от того, сосредоточены ли вы на написании более чистого кода, раннем выявлении ошибок, оптимизации рабочих процессов Git или совместной работе с удаленными коллегами в режиме реального времени, здесь есть что-то, что сделает вашу жизнь кодирования более гладкой и быстрой.

Читать далее

Дизайн бюджетной организационной структуры, ч.1

6 hours 40 min ago

Год назад я вышел на очередную работу в бюджете, и как это часто бывает, начал все с нуля. Была дана куча архивных документов и папок, как физических, так и в цифре, 7 подразделений и около 30 человек «штатки». Название из серии «департамент цифрового развития», где каждое слово можно смело ставить под сомнение.

Другими словами, самая обычная классическая ситуация в бюджетной сфере. Все ушли — наследования знаний — нет, прошлого сотрудника тоже — «Добро пожаловать в бюджет».

Читать далее

Провал роботизации Nike, и почему гуманоиды важны

7 hours 24 min ago

Nike потратила 8 месяцев, чтобы научить робота прикреплять логотип кроссовок — и всё пошло прахом, когда сменился дизайн. Гуманоидные роботы решают такие задачи без перекодирования: уже работают на заводах BMW. Это не фантастика, а новая волна роботизации. Почему именно сейчас — их время.

Читать далее

Как мы внедряли мультирегиональность на OpenPets: опыт разработки цифровой экосистемы для владельцев животных

7 hours 24 min ago

Мы реализовали мультирегиональность на eCommerce-платформе OpenPets с помощью поддоменов, геолокации по IP, MODX и интеграции с CRM. Делимся архитектурой, кодом, решениями и подводными камнями.

Читать далее

Гайд по совмещению 5 работ: инструкция по самоуничтожению

12 hours 42 min ago

Недавно наткнулся на гайд по двум работам в IT. Я сразу же подумал, а почему только 2 работы? Это же какое-то раздолбайство. Где гайд по 3–4–5 работам? Совсем не хотят работать блогеры. Поэтому я решил написать свой гайд на Хабр.

Читать далее

Разработка своего компактного TerraMaster на основе Twin Lake-N и PCIe Switch

16 hours 2 min ago

В последнее появилось много компактных NAS с основным хранилищем на SSD носителях и с десяти гигабитным Ethernet. Высокая скорость работы твердотельных дисков в связке с высокой скоростью обмена по сети, прекрасно раскрывают возможности новой техники, а самое главное оправдывают ожидания их владельцев от новых технологий.

Насколько сложно самостоятельно собрать подобный NAS, используя доступные комплектующие и готовые компьютерные платформы? Как оказалось всё не так сложно, если найти подходящую платформу и немного её прокачать. Вот о такой доработке и пойдет речь.

Читать далее

Who's online

There are currently 0 users and 1 guest online.